Всем едино: для НКО хотят серьезно упростить систему отчетности

Содержание

Всем едино: для НКО хотят серьезно упростить систему отчетности

Читать iz.ru в

Отчетность для некоммерческих организаций упростится, они будут подавать ее не в различные ведомства, как это происходит сейчас, а в единую цифровую систему. Соответствующие разработки Агентства стратегических инициатив направлены в правительство, выяснили «Известия». С помощью этой же платформы НКО смогут направлять и заявки на гранты и субсидии. Кроме того, у каждой организации появится свой кабинет на «Госуслугах». Упрощение подачи отчетности для НКО давно назрело, однако есть риск, что не все смогут подавать документы исключительно в электронной форме, считают эксперты.

Единая электронная платформа для НКО

Электронная платформа для НКО, через которую они смогут формировать и направлять в различные ведомства необходимые документы, может появиться в России. Агентство стратегических инициатив (АСИ) предложило создать ее на базе единой информационной системы в сфере развития добровольчества Добро.РФ. Соответствующие разработки направлены в Министерство экономического развития. Инициатива призвана значительно упростить документооборот НКО: сейчас отчеты о своей деятельности они направляют сразу в несколько ведомств — в частности, Минюст и Росстат, а заявки на гранты и субсидии — в совершенно разные госорганизации.

В августе этого года президент России Владимир Путин поручил правительству совместно с АСИ рассмотреть вопрос упрощения отчетности благотворительных, добровольческих и социально ориентированных НКО. В том числе с помощью автоматизации процессов ее предоставления.

На существующей платформе Добро.РФ, которая может стать основой нового механизма, уже зарегистрировано более 5 млн пользователей и более 17 тыс. некоммерческих организаций и общественных объединений, сообщили «Известиям» в АСИ. Высокая административная нагрузка остается одной из проблем для НКО, уточнила гендиректор агентства Светлана Чупшева.

— В течение года даже в рамках упрощенной системы отчетности организациям некоммерческого сектора требуется направить в уполномоченные органы 36 документов, — сообщила она. — Такие процессы отнимают много времени, которое сотрудники НКО могли бы потратить на работу с людьми.

При этом у небольших организаций, как правило, нет ресурсов на построение собственных систем электронного документооборота, указала она.

В АСИ также считают важным создать личный кабинет для некоммерческих организаций на портале «Госуслуги» — сейчас НКО должны использовать множество аккаунтов в информационных системах различных ведомств. Но документы, выгруженные на «Госуслуги», органы исполнительной власти смогут сами распределять между собой на основе межведомственного взаимодействия.

Также предлагается синхронизировать сроки предоставления годовой отчетности в различные ведомства — сейчас они также разные для различных инстанций.

Эти правила следует распространить на весь сектор некоммерческих организаций, а не только на благотворительные, добровольческие и социально ориентированные, считают в АСИ. Предложения направили в Минэкономразвития, в ведомстве подтвердили «Известиям» их получение.

«Работа над упрощением отчетности НКО ведется на межведомственной площадке, — сообщили в Минэке. — В ней наряду с Минэкономразвития также участвуют Минюст, Росстат и ФНС. С начала 2024 года планируется предоставление НКО доступа в личные кабинеты, с помощью которых организации смогут заполнить электронную форму отчета».

Некоторые сведения отчетности НКО дублируются, что создает дополнительную административную нагрузку на сектор, отмечали и в Минюсте. Это ведомство также готовит законопроект, связанный с упрощением отчетности для НКО, — параллельно с АСИ.

В начале ноября Министерство юстиции разместило для общественного обсуждения законопроект, согласно которому организации смогут подавать отчеты в Минюст в режиме «одного окна» исключительно в электронном виде. Это будет способствовать прозрачности и открытости деятельности НКО, считают в министерстве.

«Работа по подготовке информационной площадки для подачи некоммерческими организациями отчетности в электронной форме уже ведется, — говорится в официальном сообщении ведомства о размещении законопроекта. — С 2024 года планируется предоставить некоммерческим организациям доступ в личные кабинеты через профиль на «Госуслугах».

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Корреспондент «Известий» показал последствия пожара в магазине в Симферополе

Зачем нужно «единое окно»

Подача отчетности НКО через «единое окно» давно назрела, считают опрошенные «Известиями» эксперты. Например, это позволило бы организациям тратить больше времени на решение общественно-полезных задач, а не на оформление бумаг, отметила директор Фонда поддержки социальных проектов Наталья Кремнева.

— Это снизит риски для НКО в части случайного пропуска срока отчетности, что особенно значимо для малых организаций, — сказала она «Известиям».

«Единое окно» для подачи данных было бы актуально не только для НКО, но и для органов власти, которые анализируют результаты их деятельности, разрабатывают меры поддержки, добавил исполнительный директор Союза НКО Анатолий Ганин.

— Если у госорганов будут оперативные данные о текущем положении дел в некоммерческих организациях, то тактические решения в поддержку того или иного сегмента организации будут приниматься гораздо быстрее и с ювелирной точностью — разным организациям требуются разные меры, — пояснил он.

В НКО проблема отчетности стоит особенно остро, потому что, в отличие от коммерческих, люди в них зачастую трудятся без оплаты или за минимальные деньги, считает директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ Ирина Мерсиянова.

— Люди часто держатся на энтузиазме, вере в правое дело и в то, что решением этих проблем нужно заниматься. И зачастую организации финансируются за счет средств тех людей, которые объединяются, чтобы решать эти проблемы, — отметила она. — Это значит, что время, которое в НКО уходит на подготовку отчетности, более дорогое. Поэтому особенно важно прислушаться к их нуждам.

К сожалению, большинство социально ориентированных НКО не могут себе позволить экспериментировать в поисках цифровых решений, изыскивать дополнительные средства для этого, добавила учредитель и руководитель благотворительного фонда «Дети-бабочки» Алена Куратова.

— Мы видим большой запрос со стороны коллег на готовые решения, разработку которых они пока не могут себе позволить, — пояснила она.

Рынок НКО созрел для перехода на новый уровень работы, уверена эксперт.

Однако переход к полностью электронной отчетности несет определенные риски, опасаются эксперты. Например, на некоторых территориях остаются проблемы с доступом в интернет, обратила внимание глава комиссии по развитию некоммерческого сектора Общественной палаты РФ Елена Тополева-Солдунова.

— Есть НКО, у которых всё не очень хорошо с техническим оснащением. Например, у советов ветеранов, — пояснила она.

Кроме того, у многих сотрудников НКО цифровые компетенции всё еще остаются довольно низкими, констатировала Ирина Мерсиянова.

Поэтому, по ее мнению, важно сохранить возможность подачи документов в бумажном виде, чтобы невозможность подачи документов в электронной форме не стала причиной ликвидации организаций.

— Пусть 90% воспользуются электронной формой взаимодействия с госорганами, но оставшиеся 10% или даже 5% заслуживают того, чтобы пытаться сохранить жизнь организациям как можно дольше. За любой НКО стоит целевая аудитория, которой она оказывает помощь, — уверена эксперт.

Также решением проблемы могла бы стать опция сдачи электронной отчетности через МФЦ, где сотрудникам организации могли бы помочь с заполнением всех необходимых форм, добавила Елена Тополева-Солдунова.

Многие некоммерческие организации уже давно хранят всю отчетность в электронном виде, добавил исполнительный директор благотворительного фонда «Кораблик» Дмитрий Акимов. Важно, чтобы при подаче документов через «единое окно» была возможность убедиться: все заинтересованные ведомства действительно получили необходимые данные, подчеркнул он.

Комментарии закрыты.